Мустафа Кашка: «Мы не можем допустить ледовой паузы»

Генеральным директором «Атомфлота» назначен Мустафа Кашка, ранее занимавший должность первого заместителя гендиректора, главного инженера «Атомфлота». Новый директор рассказал, когда будет сдан головной ледокол «Арктика», ресурс каких действующих ледоколов продлят и на каких направлениях «Атомфлот» сосредоточится в ближайшем будущем.

Текст: Светлана Зайцева Фото: «Атомфлот», Балтийский завод

ДОСЬЕ

Мустафа Кашка родился 11 мая 1964 года. Окончил Новороссийское высшее инженерное морское училище по специальности «эксплуатация судовых силовых установок». Квалификация — инженер-судомеханик. В 1987 году был принят на работу в Мурманское морское пароходство на должность мастера АППУ атомной группы судов. Работал на атомных ледоколах «Арктика», «Россия», «Сибирь». В 2003 году назначен заместителем технического директора атомного флота, департамента технической эксплуатации атомного флота Мурманского морского пароходства. В 2007–2008 годы — главный инженер «СевРАО». С 2008 года — первый заместитель генерального директора, главный инженер «Атомфлота». С июля 2018 года — и. о. генерального директора «Атомфлота». 26 февраля 2019 года назначен генеральным директором «Атомфлота». Прежний гендиректор «Атомфлота» Вячеслав Рукша стал заместителем генерального директора «Росатома», главой дирекции Северного морского пути.

— Что ждет «Атомфлот» в 2019 году?

— Ключевое событие случится в декабре — начнутся ходовые испытания нового ледокола «Арктика» проекта 22220 (см. справку. — «СР»). К сожалению, официальная сдача судна в эксплуатацию перенесена на май 2020 года. В России долгое время не строили атомные ледоколы. Потребовалось время, чтобы Балтийский завод, на котором строится судно, и другие предприятия, участвующие в строительстве, восстановили компетенции. В этом году мы ожидаем подписания контракта на четвертый и пятый универсальные атомные ледоколы проекта 22220, а также окончательного решения по началу строительства ледокола «Лидер», предположительно на Дальневосточном заводе «Звезда».

— Четвертый и пятый ледоколы проекта 22220 тоже будут строить на Балтийском заводе? Возможен ли срыв сроков строительства?

— Оптимально строить всю серию ледоколов на одной верфи. Думаю, Балтийский завод сможет выполнить работу в срок. Предприятие не только восстановило компетенции, но и увеличило численность персонала. Если в 2012 году, когда был подписан контракт на головной ледокол «Арктика», там работало 1,2 тыс. человек, то сейчас над заказом трудится более 6 тыс.

— Как обстоят дела с продлением ресурса действующих атомных ледоколов?

— Это первоочередная задача. Мы не можем допустить наступления ледовой паузы — вывода из эксплуатации действующих ледоколов до прихода новых. В этом году принимаем решение о продлении эксплуатации реакторной установки ледокола «Ямал» до 200 тыс. часов, ледокол сможет работать ориентировочно до 2028 года. В следующем году будут завершены научно-исследовательские работы в ОКБМ им. Африкантова по ледоколам «Таймыр» и «Вайгач». Ресурс реакторных установок этих судов уже продлен до 200 тыс. часов, следующий шаг — продление до 235 тыс. и 260 тыс. часов соответственно, в таком случае их эксплуатация возможна до 2025-го и 2027 года.

Еще одна важная задача — сокращение сроков ремонта ледоколов и увеличение периода их эксплуатации. Сейчас наши суда востребованы. Если в 2009 году среднее время пребывания ледокола «Атомфлота» в Арктике составляло 158 суток в год, то в 2017-м — уже 278 суток. В планах — 10 месяцев эксплуатации ледокола. То есть в ремонте судно может находиться всего два месяца в году. При этом загрузка в судоремонтном производстве неритмична. Сейчас, например, почти все наши ледоколы находятся в рейсах. Когда они вернутся в порт приписки, необходимо будет провести их техобслуживание, причем одновременно. В штате «Атомфлота» числится 140 судоремонтников, их не всегда хватает для проведения масштабных работ.

В октябре прошлого года мы заключили трехлетний договор на техническое обслуживание и ремонт судов с компанией «Атомэнергоремонт», где трудится около 1 тыс. человек. С их помощью можно будет оперативно увеличивать количество персонала, задействованного в ремонтных работах.

— Расскажите о новых направления работы «Атомфлота».

— Их два. Первое — проект «Портофлот», в рамках которого мы обеспечиваем портовое обслуживание танкеров-газовозов в условиях сложной ледовой обстановки. В 2019 году ожидаем приемку дизельного портового ледокола «Обь», который будет работать как буксир. Судно мощностью 12 МВт сможет эффективно работать во льду толщиной 1,5 м на скорости 2 узла и развивать скорость 4 узла в битом льду толщиной до 5 м. В этом году мы приступим к реализации второго этапа проекта «Портофлот»: будут построены новые буксиры.

Второе направление — строительство ледоколов, работающих на сжиженном природном газе. Их можно строить гораздо дешевле и быстрее, чем атомные. Эскизный проект и основные технические решения для такого ледокола мы уже проработали с финской компанией Aker Arctic Technology. Теперь решаем, будем ли строить суда самостоятельно или совместно с «Новатэком» — ключевым производителем СПГ и главным грузоотправителем на Севморпути.

— Может ли появиться третье перспективное направление развития?

— Хочется, чтобы у нас появились новые суда различного назначения, в том числе грузовые с ядерной энергетической установкой. «Атомфлот» может оказывать услуги по перевозке грузов. Сейчас 80 % мировой торговли происходит за счет морского транспорта, так что потребность в грузовых судах есть, без работы они точно не останутся.


ПРОЕКТ 22220

Проект универсального атомного ледокола разработан ЦКБ «Айсберг» в 2009 году. Атомоходы проекта 22220 станут самыми большими и мощными в мире. В отличие от действующих ледоколов, они будут способны обеспечивать проводку судов как на глубоководных трассах Северного морского пути при осадке 10,5 м, так и на мелководных участках при ограниченной осадке около 8,5 м. Закладка первого, головного атомного ледокола проекта 22220 «Арктика» состоялась в 2013 году на Балтийском заводе. Второй ледокол проекта, «Сибирь», заложен в 2015 году, а третий, «Урал», — ​в 2016-м.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: