Нанять и мотивировать

«Росатому» в ближайшие 10 лет предстоит построить десятки блоков в разных странах. Основная нагрузка ляжет на инжиниринговый дивизион. Группа компаний «АСЭ» набирает тысячи сотрудников, параллельно меняя систему мотивации персонала.

Текст: Юлия Гилева /Фото: «Страна Росатом»

Горизонт ресурсного планирования инжинирингового дивизиона — не менее 10 лет, рассказывает вице-президент по персоналу и внутренним коммуникациям АСЭ Наталья Шафалович. Прогноз потребности в специалистах основан на анализе производственных объемов на каждой фазе каждого проекта: от разработки документации до запуска энергоблока. Только в проектировании 22 специальности для поиска кандидатов.

Работает «спецназ»

Через четыре-пять лет потребности в персонале достигнут пика: на зарубежных площадках АСЭ в 2023 году будет около 25 тыс. ​рабочих и специалистов (это и собственный персонал, и компаний-подрядчиков).
Механизмы поиска разные. Если речь идет об управленцах, например, в приоритете отраслевые специалисты, особенно участники программ кадрового резерва.
«Мы с радостью берем выпускников вузов: в прошлом году трудоустроили более 130 вчерашних студентов, в этом году планируем принять примерно столько же. Но где-то нам нужны мэтры, которых единицы. В блоке собственных сил — наших дочерних строительно-монтажных компаниях — делаем упор на квалификацию рабочих. В 2018 году ввели правило подтверждать квалификацию с помощью независимого контроля. Рабочих, не подтвердивших разряд, отправляем на переподготовку, потому что наша задача — чтобы за рубежом работали только лучшие, «спецназ», прошедший российские стройки», — ​поясняет Наталья Шафалович.
За рубеж планируют отправить супервайзеров: специалистов, которые, пройдя подготовку, будут руководить небольшими коллективами местных рабочих. Супервайзер должен иметь технические навыки и уметь работать в мультинациональных группах. Таких специалистов потребуется около 1,2 тыс.
Интересный инструмент поиска руководителей проектов строительства АЭС — конкурс «Время строить». Он завершился 12 февраля. 12 победителей из 63 участников вскоре получат от «Атомстройэкспорта» предложения о работе. На внутреннем портале «Страна Росатом» создается раздел с каталогом всех вакансий инжинирингового дивизиона с таким же названием — «Время строить».
Наталья Шафалович рассказывает, что в АСЭ учитывают и рекомендации собственных специалистов: «Если у кого-то есть на примете хорошие сотрудники, амбициозные люди, которые хотят попробовать свои силы в инжиниринговом дивизионе, как говорится, велкам».

Простор для карьеры. Хотите строить АЭС за границей — следите за вакансиями АСЭ

Простор для карьеры. Хотите строить АЭС за границей — следите за вакансиями АСЭ

Кого-то можно присмотреть на профессиональных конкурсах и соревнованиях, таких как Worldskills Hi-Tech. Возможный ресурс для поиска — сообщества в соцсетях.

Как получить 100 % премии

В прошлом году в АСЭ ввели ряд изменений в систему мотивации персонала. Начали с проектного блока: фокус на качестве и скорости разработки документации. В новой системе оперативного премирования проектировщиков увеличены суммы выплат. А главный критерий — приемка документации внешним заказчиком. «Работаешь интенсивно, делаешь все быстро и сдаешь документацию с первого раза — значит, заработаешь больше», — ​подытоживает Наталья Шафалович. Ежемесячно с руководителями проектов и проектировщиками проводится анализ результатов работы и эффекта от нововведения. Первые отзывы — положительные.
Изменения системы оплаты труда коснулись и строителей. Этот вопрос обсуждался давно, отмечает Наталья Шафалович и поясняет: «Главное — если хочешь и можешь работать, значит, будешь зарабатывать больше. Нам важно закрепить у себя квалифицированный строительно-монтажный персонал и привлекать новый».
Структура оперативной премии на стройке теперь зависит от должности сотрудника — начальник участка, прораб, мастер. Были унифицированы ежемесячные показатели — их связали с объемом проделанной работы. Например, раньше оперативная премия начальника участка на 70 % зависела от экономических показателей и только на 30 % от ключевых событий и выполнения тематического плана. Теперь соблюдение графика и объем строительно-монтажных работ занимают 80 %. Это усилило ответственность руководителей за сроки и контрактные обязательства. Каждая бригада ежемесячно получает план производства. Выполнили на 100 % — получили 100 % премии, перевыполнили или справились быстрее — есть возможность увеличения фонда премирования до 120 %.
В бригаде часто есть более эффективные работники. Для них совет бригады может устанавливать повышенный до значения 2 коэффициент трудового участия, что напрямую влияет на оперативную премию.
Новая система затрагивает 350 линейных руководителей и более 6,6 тыс. рабочих из дочерних компаний инжинирингового дивизиона. Эффект уже есть: сокращается отток высококвалифицированных рабочих, в 2018 году привлечены еще почти 5 тыс. человек. В этом году изменения продолжатся в части системы оплаты труда рабочих и прорабов, чтобы выделить и поощрить тех, кто достигает амбициозных целей, добавляет Наталья Шафалович.

Дела семейные

Большинство строек «Росатома» — за рубежом. Специалистам АСЭ, у которых есть дети школьного возраста, может быть сложно решиться уехать в длительную командировку с семьей: в первую очередь из-за неопределенности с обучением ребенка.
Пока, приводит данные Наталья Шафалович, всего 32 ребенка живут с командированными за границу родителями. Ситуация со школой везде разная. В Индии, например, восемь детей, и все на домашнем обучении. В Китае — пять, учатся дистанционно. Сложнее ситуация в Бангладеш: в районе АЭС «Руппур» онлайн-уроки сложно организовать из-за нестабильной связи, а подходящей школы нет — нужно строить.
«Мы должны обеспечить детям наших работников возможность получить среднее образование по российским государственным стандартам либо очно — допустим, в школах при посольствах, либо дистанционно. Затраты на очное обучение компания готова компенсировать, это уже закреплено специальным положением ИК «АСЭ», принятым в начале февраля», — ​говорит Наталья Шафалович. Сумма компенсации может составить до 100 тыс. рублей в год на одного ребенка. Правда, ни репетиторы, ни платные дистанционные курсы в программу не входят. «Что же касается ситуации с дошколятами, то здесь мы изучаем практику международных строек и опыт мировых компаний, чтобы выбрать лучший для каждой из стран нашего присутствия вариант», — ​добавляет вице-президент по персоналу и внутренним коммуникациям АСЭ.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: