Авторизация Регистрация

Запомнить меня
Забыли пароль?

Сброс пароля

Свежий номер уже доступен

Здесь рыба есть – «Росатом» планирует выступить в новом амплуа на Севморпути

Ледокольно-транспортное судно «Севморпуть» в этом году могут загрузить скумбрией и лососем. Зачем нам этот бизнес, почему рыбу выгодно везти по северным морям и станет ли она в итоге дешевле, рассказал заместитель руководителя Федерального агентства по рыболовству Петр Савчук.

Текст: Светлана Зайцева /Фото: «Атомфлот», Александра Бушева

— Сколько рыбы с Дальнего Востока везут в европейскую часть России, страны Европы и как везут?
— Ежегодно около 700 тыс. т. Чаще по железной дороге — во многих регионах альтернатив нет. До трех недель может занимать доставка, так как нужно привезти рыбу из района промысла во Владивосток по воде, затем перегрузить в контейнеры и отправить в центральную часть России. Иногда рыбу везут автомобилями, иногда судами — по Севморпути. Но по СМП объем незначительный, 10–15 тыс. т в год. Есть промысловые компании с собственными транспортными судами.
— В чем преимущества перевозки рыбы по арктическим морям?
— В скорости и качестве доставки. Вот в августе прошлого года группа компаний «Доброфлот» за 11 дней довезла рыбу по СМП от места промысла на Камчатке до Архангельска. Контейнеры с рыбой находятся в трюме, грузу всю дорогу обеспечена стабильная отрицательная температура. А в железнодорожных рефрижераторных контейнерах такой режим выдержать сложно, при перецепках контейнеры могут отключаться. Есть риск привезти некачественную продукцию.
Рынок относится к Севморпути с интересом. Но и с настороженностью. Ледовая обстановка порой непредсказуема: могут возникнуть затруднения с бесперебойными поставками.
— Здесь придется кстати лихтеровоз «Севморпуть»?
— Именно. «Росатом» предложил использовать «Севморпуть», мы инициативу поддержали. Нам важно обеспечить надежные перевозки, «Атомфлот» с этой задачей справится. Мы уже создали рабочую группу с представителями «Росатома», Минтранса и логистических предприятий. Надеюсь, первые рейсы будут уже в этом году.
— Сколько времени займет доставка лихтеровозом?
— Из Петропавловска-Камчатского в Архангельск лихтеровоз идет 10 суток. Он работает на северном завозе, а с дальневосточной рыбой обеспечит себе загрузку на обратном пути.
— О каком количестве рыбы идет речь?
— ­600–1000 контейнеров за один заход. Пока непонятно, в какой порт повезут груз: Петербургский, Мурманский или Архангельский. В любом случае, если «Севморпуть» будет работать пять месяцев в году, то сможет поставить 50–70 тыс. т рыбы в центральную часть России. Это сельдь, сардина иваси, скумбрия, лососевые, а для европейского потребителя филе минтая.
— Почему именно филе?
— Специфика потребления. Европейцы не любят возиться с приготовлением. Поэтому в странах ЕС высокий спрос на замороженное филе, в основном минтая. На местных предприятиях делают уже кулинарию — филе фасуют с овощами и другими гарнирами. И эти полуфабрикаты поставляют в магазины. Покупателю остается поставить блюдо в духовку — и через 15–20 минут ужин готов.

Вполне возможно, что этом году к перевозке рыбы подключится атомный лихтеровоз

Вполне возможно, что этом году к перевозке рыбы подключится атомный лихтеровоз

— Как перевозка рыбы по Севморпути повлияет на ее цену в рознице?
— Чем меньше перевалок по пути следования, тем меньше итоговая стоимость продукции. Но серьезного снижения не ждите. В себестоимости рыбной продукции на перевозку приходится лишь 10 %.
— А остальные 90 % — откуда они?
— Определяющую роль в потребительской цене играют накрутки посредников. Даже во Владивостоке хулиганят. Минтай в одном магазине может стоить 70 рублей за килограмм, в другом — 100. В Москве дальневосточный минтай уже по 180, а то и по 240 рублей. Конечно, мы спрашивали у розничных продавцов, почему цена значительно превышает себестоимость. Они отвечают: разделка, фасовка и т. д.
Розница не готова продавать рыбу целиком, нужен продукт современного формата — стейки, филе, кулинария. Рыбодобывающим компаниям необходимо развивать переработку. В рамках программы инвестиционных квот, которую мы недавно запустили, в ближайшие два — четыре года появятся 22 береговых завода на Дальнем Востоке и Севере России. Строятся современные суда, и большинство из них будут иметь перерабатывающие мощности на борту. Кроме того, мы делаем несколько проектов, чтобы рыба стала доступной для населения. Договариваемся с розничными операторами, чтобы наценка на определенные виды продукции не превышала 15–20 %. Все эти меры дадут результат — рыба станет дешевле.
— Петропавловск-Камчатский готов к приему больших судов? Какие возможности у порта?
— В городе достраивается новый причал, у которого смогут швартоваться большие суда, такие как лихтеровоз «Севморпуть» с осадкой 10 м. Все технические вопросы решаемы. После причала начнем строить в порту современный рефконтейнерный терминал. Считаю, что будущее Камчатки — это логистический узел рыбного направления.
Стратегия развития рыбохозяйственного комплекса предполагает увеличение грузооборота рыбы в том числе на СМП к 2030 году на 520 тыс. т. Помимо лихтеровоза нам помогут и мощные ледоколы, которые строит «Росатом». Как только на Северном морском пути будут стабильные перевозки, появится много желающих доставлять рыбу таким образом и в европейскую часть России, и на Дальний Восток.
— За счет чего будет обеспечена загрузка на Северо-Западе?
— За счет разных грузов, в том числе и рыбы, добываемой в Северном бассейне, в Атлантике. Например, японцы, которые традиционно потребляют много морепродуктов, сейчас везут треску, семгу из Норвегии южным путем — транспортировка занимает около 40 суток. У Китая та же история. Севморпуть позволит существенно сократить и срок, и стоимость доставки.