Мобильный «Атомэнергосбыт» предугадывает желания потребителей

Считается, что ближайшее будущее электроэнергетики — переход на «умный» режим работы, при котором исчезнет необходимость постоянно выравнивать объемы производства и потребления. Этот переход невозможен без внедрения эффективных накопителей энергии, новых ее источников и энергосберегающих технологий. Но как это повлияет на конечных потребителей? Накануне Дня энергетика мы поговорили об этом с руководителями «Атомэнергосбыта», недавно запустившими пилотный проект «Умный дом».

Текст: Кристина Лосева / Иллюстрация: Екатерина Шембель

В четырех многоквартирных домах в городах присутствия энергосбытовой компании — Курске, Смоленске, Твери и Мурманске — в ноябре установили новое «умное» оборудование. Над входом в подъезды и по периметру зданий разместили камеры слежения. В подъездах — энергоэффективные лампы и датчики движения. На каждом этаже поставили интеллектуальные приборы учета. На крыше установили солнечные батареи (кроме Мурманска). В подвале расместили преобразователи и накопители энергии. Все это поможет потребителям сэкономить на жилищно-коммунальных услугах и повысит уровень обслуживания в этой сфере.
«За первый месяц плата за общедомовые нужды для жителей снизилась более чем в 10 раз, — делится первыми результатами заместитель гендиректора по техническому развитию «Атомэнергосбыта» Андрей Кувшинов. — В будущем мы вообще постараемся свести расходы на общедомовые нужды к нулю. Во-первых, за счет интеллектуальных приборов учета, позволяющих передавать данные о потреблении электроэнергии в режиме реального времени. Это даст возможность исключить недобросовестное использование энергии. Во-вторых, за счет энергоэффективного оборудования: на смену лампочкам мощностью 30–40 Вт пришли диодные светильники, потребляющие в 6–8 раз меньше. Кроме того, они подключены к специальным датчикам, которые реагируют на движение в подъезде, следовательно, светят только по надобности. Дополнительный эффект в экономии достигнут за счет установленных на крышах солнечных батарей. Энергия, которую они вырабатывают, идет на освещение подъездов».
Проект «Умный дом» — результат следования тренду цифровизации. Гендиректор «Атомэнергосбыта» Петр Конюшенко уверен: будущее в энергосбытовой сфере за теми, кто предвосхитил запросы потребителей. Качество сервиса — сегодня это главное конкурентное преимущество на рынке.
«Наша концепция такова. Что хочет человек от энергосбытовой компании? Меньше платить и меньше вникать в различные детали. И мы даем ему это. Клиенту не нужно думать, как передать показания счетчиков, когда и как платить по счетам, какой тариф выгоднее, за счет чего он формируется и так далее. Мы предлагаем полностью довериться автоматике и следить за процессом в своем мобильном телефоне», — говорит Петр Конюшенко.
Все в одном
В рамках проекта «Умный дом» «Атомэнергосбыт» разработал мобильное приложение. В нем жильцы смогут видеть все свои данные по потреблению электроэнергии, оплачивать услуги, получать информацию от управляющей компании, через камеры наблюдать за детскими площадками и автостоянками. Тестировать приложение начнут до конца декабря. Его установят на специальные планшеты в каждой квартире. Планируется, что в будущем жители будут пользоваться приложением и в своих мобильных телефонах.
«Наша задача — сделать приложение максимально полезным. В дальнейшем добавим возможность оплачивать счета за воду, отопление, интернет, телевидение, охрану и другие. Приложение станет единым электронным окном, через которое клиент сможет решать все вопросы по ЖКХ, — поясняет Андрей Кувшинов. — Кроме того, собираемся создать интернет-магазин для заказа товаров и услуг как из нашей сферы — счетчиков, энергосберегающих лампочек, кондиционеров, так и иных продуктов».
Также компания планирует наладить собственное производство интеллектуальных приборов учета. В рамках пилотного проекта «Умный дом» тестируют несколько видов счетчиков отечественных производителей, чтобы определиться, какая технология эффективнее. Проект создания производства просчитан и уже находится на согласовании в «Росатоме».
Следуя трендам
Детальные данные о потреблении помогают при формировании новых тарифов — двухзонных, трехзонных, говорит Андрей Кувшинов. Стоимость электроэнергии привязана ко времени потребления — в пиковые часы дороже, в часы разгрузки дешевле. Благодаря «умным» счетчикам известен график потребления клиентов вплоть до часа. На основании анализа этих данных система автоматически производит расчет наиболее эффективного тарифа и предлагает его клиенту.
«Наша задача — стимулировать людей по возможности передвигать часы потребления на период разгрузки энергосистемы, — отмечает Петр Конюшенко. — Управление спросом на электроэнергию — один из способов решения проблемы дисбаланса производства и потребления энергии. Выровнять нагрузку на генераторы — сегодня один из главных трендов в энергетике. Это можно сделать путем распределения нагрузки или накопления энергии».
В «умных» домах «Атомэнергосбыт» тестирует и накопители. Ведь солнечная батарея генерирует энергию днем, а освещение в подъезде необходимо ночью. Сейчас батарея работает в зимнем режиме. В летнем энергии будет вырабатываться больше. Если наладить ее хранение, то можно накопить запас или пустить на другие нужды.
«А в перспективе продавать. Еще один тренд развития отрасли — дифференциация генерации и появление активных энергетических комплексов. Например, это может быть и обычное домохозяйство, — рассуждает Андрей Кувшинов. — Наша солнечная батарея при желании может выдавать электроэнергию в сеть. Сейчас конкурентной продаже в нашей стране препятствует законодательство, но уже есть инициативы по изменению ситуации. Это опять же поможет снизить нагрузку на энергосистему, а также снизить тарифы на электроэнергию для конечных потребителей».
Виртуальный клиент
По словам Андрея Кувшинова, масштабирование проекта «Умный дом» во многом зависит от результатов пилотного проекта. Сейчас для компании важно получить опыт работы с новым оборудованием — интеллектуальными счетчиками и накопителями, а также с возобновляемыми источниками энергии и мобильным сервисом. Кроме того, нужно проанализировать статистику, рассчитать экономический эффект и сформировать гибкую политику оказания цифровых услуг.
«Умный дом» — не единственный проект опережающего развития, у «Атомэнергосбыта» целый ряд таких разработок. Этим летом в Курске запустили «Видео ЦОК» — онлайн-сервис местного центра по обслуживанию клиентов. По видеозвонку или чату в мессенджерах WhatsApp или Viber клиент может заключить договор по энергообслуживанию, переоформить документы, заказать справку.
«Теперь не нужно тратить драгоценное время на визит в центр обслуживания, любой вопрос можно решить онлайн. Это особенно актуально для тех, кто живет в пригороде. С июня зарегистрировано уже около тысячи обращений, — рассказывает Андрей Кувшинов. — В будущем мы хотим уйти от труда операторов к использованию искусственного интеллекта. У нас уже есть готовый прототип, автоматически определяющий вид обращений и обрабатывающий их. Скоро мы запустим его в тестовом режиме в нашем контакт-центре».
Еще один проект «Атомэнергосбыта» основан на биометрических технологиях. Компания ведет разработки по применению систем распознавания лица и голоса. В «Атомэнергосбыте» уверены, что внедрение этих технологий повысит качество обслуживания клиентов.
«Представьте, человек заходит в центр обслуживания, и оператор тут же получает всю его историю, чтобы построить конструктивный диалог и сэкономить время. Это поможет классифицировать клиентов и повысить уровень обслуживания за счет накопления знаний о нем, ведь современные биометрические технологии позволяют определять даже эмоциональный настрой человека. В дальнейшем хотелось бы внедрить эти наработки и в онлайне», — резюмирует Петр Конюшенко.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: