Авторизация Регистрация

Запомнить меня
Забыли пароль?

Сброс пароля

Свежий номер уже доступен

Атомоход пришел на помощь

Ледокол «Таймыр» эвакуировал застрявших на арктическом побережье путешественников из экспедиционного центра «РГО Экспо». История хоть и необычная, но не такая драматическая, как та, что произошла с челюскинцами 84 года назад. «СР» узнала подробности операции, которые свидетельствуют: на арктических трассах царит оживление.
В начале прошлого века организовать арктическую экспедицию могло только государство. Пример — экспедиция по исследованию Северного морского пути на ледокольном пароходе «Челюскин». Она имела мировое значение: когда судно застряло во льдах и затонуло в феврале 1934 года, за спасением смельчаков-полярников следила вся планета.
Через 84 года все стало проще. Путешественникам понадобилась лишь поддержка Русского географического общества и два внедорожника. Цель стояла амбициозная: впервые в истории добраться на пикапах из Норильска до одного из самых северных населенных пунктов Земли — поселка Диксон. Задуманное они выполнили, но на обратном пути техника все-таки отказала, сообщили в «Атомфлоте». Японские полноприводные пикапы не могли передвигаться из-за поломок и глубокого снега. Кроме того, торосы разбили колеса, а запасок уже не осталось. Впрочем, сейчас в Арктике не так безлюдно, как 80 с лишним лет назад. Участники экспедиции сумели добраться до поселка Сопкарга, где получили кров и пищу.
«Информация о проблемах экспедиции «РГО Экспо» поступила на борт ледокола «Таймыр» от начальника метеостанции поселка Сопкарга Алексея Быстрова в 10:00 по московскому времени 27 января», — сообщил «СР» капитан атомохода Павел Волков. В ходе сеанса связи выяснилось, что угрозы жизни путешественников нет, трудности были только с транспортом.
Когда пришло сообщение об участниках экспедиции, атомный ледокол «Таймыр» прокладывал канал в припайном льду — готовил проход для дизель-электрохода «Норильский никель». Между атомоходом и Сопкаргой тогда было порядка 80 миль. Если бы существовала опасность для жизни людей, это расстояние «Таймыр» преодолел бы за 8 – 10 часов. Но так как угрозы не было, Павел Волков решил продолжить работу и забрать путешественников на обратном пути в Дудинку.
По установленному порядку капитан «Таймыра» запросил добро на эвакуацию людей у начальства из «Атомфлота» и местного погрануправления ФСБ (поселок Сопкарга находится в пограничной зоне).
Согласования завершились успешно, и 31 января в восемь утра по Москве экипаж атомохода «Таймыр» начал погрузку автомобилей и участников экспедиции на борт. Каждому путешественнику предоставили отдельную каюту. В 12:00 по Москве 1 февраля ледокол уже выгрузил участников экспедиции в порту Дудинка.
«Маршрут, который мы преодолели на автомобилях за семь дней, на атомном ледоколе прошли за сутки», — говорит руководитель экспедиционного центра «РГО Экспо» Богдан Булычев. Он поблагодарил капитана и команду атомохода за помощь.
А «Таймыр» вернулся к работе — занялся проводкой судов в акватории Северного морского пути.
«В подобных спасательных операциях принимать участие приходится нечасто, — признается Павел Волков. — Но ледокол и его экипаж готовы выполнить любую поставленную задачу, особенно если эта задача связана со спасением людей в таком непростом регионе, как Арктика».
Опыт показывает, что спасательные операции здесь не всегда имеют счастливый финал. В августе 2016 года в море Лаптевых в районе пролива Санникова двое рыбаков пытались на самодельном плоту догнать свои лодки, которые унесло в море. Сигнал бедствия «Таймыр» получил в 21:30 по московскому времени. Информацию о пропаже товарищей передал оставшийся на берегу рыбак. Утром моряки «Таймыра» обнаружили две моторные лодки и самодельный плот, рядом плавали вещи пропавших. Экипаж атомохода продолжил поиски, но через несколько часов стало ясно, что рыбаков уже нет в живых. Имущество погибших подняли на борт атомохода, затем «Таймыр» эвакуировал рыбака, пославшего сигнал бедствия.