Успеть за два месяца

Cпециалисты «ЦНИИТмаша» всего за пару месяцев разработали уникальный инструмент и технологию, которые применили на «ЗиО-Подольске» при производстве корпусного оборудования реакторной установки РИТМ.200 для ледокола нового поколения. Ученые трудились несколько недель, с раннего утра до глубокой ночи. Новогодние праздники провели не перед телевизором с оливье, а на заводе. Откуда такая мощная мотивация — выяснял корреспондент «СР».

Руководство «ЗиО-Подольска» обратилось в «ЦНИИТмаш» в ноябре прошлого года: нужно было обработать глубокие узкие пазы в корпусе инновационного реактора, а у завода не имелось ни опыта, ни инструмента — такого оборудования в мире до этого не производили. «Конструкция корпуса такова, что если не сделать разгрузочные пазы в патрубковой зоне, то эта часть при работе будет подвергаться очень большим напряжениям, — поясняет руководитель проекта, заместитель директора Института металлургии и машиностроения «ЦНИИТмаша», заведующий отделом технологии холодной обработки металлов и зубчатых передач Дмитрий Клауч. — Пазы позволяют снизить напряжения обеспечить высокую надежность реактора. Сроки изготовления установки во многом зависели от того, разработаем ли мы необходимый технологический процесс и инструмент и насколько эффективными они будут».
Команда ученых — Дмитрий Клауч, его заместитель Владимир Беляков, научный сотрудник отдела Дмитрий Лыткин и главный конструктор отдела Александр Пономарев — принялась за дело. Немного пугали сроки. Да и на «ЗиО-Подольске» не все верили в успех: первый корпус предстояло сдавать уже через полгода. Но глаза боятся, а мозги работают.
StranaRosatom 17.03.2016 ЦНИИТМАШ HR-008
Дмитрий Лыткин и Александр Пономарев взялись за конструкторскую документацию на новый инструмент.
Работали на износ, спали по шесть часов в сутки. «Чтобы скорее решить комплексную задачу, использовали последние достижения компьютерного моделирования, системы автоматизированного проектирования, — рассказывает Александр Пономарев. — Что мотивировало? Да работа интересная была! Решение сложных задач в напряженном темпе — это же захватывает. Понимаете, не каждый день выпускают такую продукцию, не каждый день выпадает шанс создать нечто уникальное».

«ПОКОВКА, ИЗ КОТОРОЙ ДЕЛАЕТСЯ КОРПУС, УНИКАЛЬНА, НА ЗАВОДЕ НЕ НАШЛОСЬ МЕТАЛЛА ДЛЯ НАТУРНЫХ ИСПЫТАНИЙ. ОТРАБАТЫВАТЬ ПРОЦЕСС ПРЯМО НА КОРПУСЕ — БОЛЬШОЙ РИСК. А ВДРУГ ЧТО-ТО СЛУЧИТСЯ? КОРПУС ВЫБРАСЫВАТЬ?ПЕРВУЮ ПРОБУ МЫ ПРОИЗВЕЛИ НА ОБРАЗЦЕ ИЗ ДРУГОЙ СТАЛИ И ТУТ ЖЕ ПЕРЕКЛЮЧИЛИСЬ НА КОРПУС» Дмитрий Клауч
Владимир Беляков руководил изготовлением инструмента. «Весьма сложного инструмента диаметром 479 мм с комплектом режущих элементов, — подчеркивает он. — Все полностью сделали у себя в институте, на ЗиО привезли два готовых комплекта — на всякий случай, хотя в договоре был один». Участие в изготовлении и испытании принимали рабочие «ЦНИИТмаша». «Попов, Ромашенков, Кирьянов, Воробьев, Серегин, — перечисляет Дмитрий Клауч. — Обязательно упомяните!»
С технологией все было сложнее. «В институте мы могли провести только лабораторные испытания: пробовали варианты резцов, режимов, смазочно-охлаждающие жидкости. Поковка, из которой делается корпус, уникальна, на заводе не нашлось такого металла для натурных испытаний, — говорит Дмитрий Клауч. — Отрабатывать процесс прямо на корпусе — большой риск. А вдруг что-то случится? Корпус выбрасывать? Первую пробу мы произвели на образце из другой стали и тут же переключились на корпус. К счастью, ошибок не допустили».
Корпус реактора РИТМ-200

Корпус реактора РИТМ-200

Внедряли технологию в новогодние праздники. «Обрабатывались пазы под нашим контролем, — вспоминают Дмитрий Лыткин и Александр Пономарев. — Мы стояли у станка: следили за износом резцов, за качеством обработки». Бывало, оставались на заводе до трех часов ночи. В ответ на вопрос «Как вы выдержали, это же объективный кошмар?» Дмитрий Лыткин пожимает плечами: «Да нормально совершенно. Время летит незаметно, постоянно в напряжении. Не задремлешь». У коллектива ЗиО был такой же режим. Заместитель главного инженера, главный технолог завода Виктор Терехов, начальник научно-технического центра Виктор Винников дежурили на месте, чтобы решать проблемы по мере возникновения.
«Рабочие Малинов, Бирюков, Бабашкин, Гаврилов, Бюриков трудились творчески», — снова подчеркивает вклад непосредственных исполнителей Дмитрий Клауч. Вместо усталости и раздражения — атмосфера единения науки и производства. Технологию освоили.
«Сейчас работа на заводе идет в нормальном режиме. На корпусе первого реактора сделано 12 пазов, в работе второй», — сообщает Дмитрий Клауч.
Как отдыхали после проекта? «Спали!» — с наслаждением говорит Владимир Беляков. Но покой ученым только снится: сейчас у команды новый проект — оборонного назначения. «Примерно такого же плана, тоже с обработкой пазов, но они еще сложнее», — отмечает Дмитрий Клауч.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также:
Новости
«Ничто не может сдержать развитие атомных технологий»: стартовал «Атомэкспо-2024»
Синхроинфотрон
«Сыто-пряно» и весело: как проводят время после работы строители АЭС «Куданкулам»
Технологии
Большие вводные: как платформа E-com помогает ускорить ввод в эксплуатацию
Новости
ЦЕРН прекратит сотрудничать с 500 российскими специалистами
Новости
Ученые НЦФМ создали оптическую систему с рекордным быстродействием
Федеральный номер «Страна Росатом» №11 (619)
Скачать
Федеральный номер «Страна Росатом» №11 (619)

О чем говорили на дне информирования — стр. 4

Стартапы МИФИ получили проектное финансирование — стр. 8

Как проводят время после работы строители АЭС «Куданкулам» — стр. 13

Скачать
Показать ещё