ПСР прошла клинические испытания
Очереди в регистратуру, многочасовое ожидание приема, суматошный поиск кабинета по этажам… Знакомая картина? Оказывается, потери времени в поликлинике можно свести к минимуму с помощью инструментов ПСР. Опыт «Росатома» в оптимизации производственных потоков пригодился муниципальным лечебным учреждениям. «СР» узнала подробности.
О том, что ПСР вышла за пределы атомной отрасли, сотрудники госкорпорации узнали на днях информирования. «Сергей Обозов получил от руководства страны поручение заняться оптимизацией соцсферы. С этим заданием он успешно справляется», — сообщил гендиректор «Росатома» Алексей Лихачев.
В конце 2016 — начале 2017 года в Ярославской и Калининградской областях, а также в Севастополе Министерство здравоохранения запустило проект «Бережливая поликлиника». Для обкатки нововведений в каждом регионе отобрали две поликлиники — взрослую и детскую. Эксперты «Росатома» предложили новый подход к организации труда медицинского персонала и использованию рабочего пространства. В апреле началось тиражирование этого опыта на другие медучреждения — этим занимается уже сам Минздрав и администрации регионов.
Болевые точки медицины
В каждой поликлинике начали с изучения болевых точек: провели анкетирование пациентов, опросили врачей и другой медперсонал, с секундомерами измерили длительность всех процессов. Например, в Калининграде в детской поликлинике № 6 маме с ребенком потребовалось 7,5 часа, чтобы получить результаты анализов. А в ярославской поликлинике на простейшую процедуру — сдачу крови — люди тратили по 40 минут, в то время как стандарт — 10 – 15 минут.
Рецепты, предложенные специалистами Производственной системы «Росатом», типовые — электронная очередь, компьютеризация поликлиник и т. д. Ускорить работу регистратуры может колл-центр, чтобы сотрудники занимались посетителями и не отвлекались на звонки. Можно сделать запись на прием удаленной, через онлайн-систему. В ней же будет отражаться информация о статусе медуслуги — готовы ли анализы, например.
Другой аспект — маршрутизация и навигация. Можно выдавать информационные путевые карты, где подробно расписывается маршрут человеку, который пришел, допустим, на диспансеризацию. Таблички с указателями, цветовые линии навигации помогут ориентироваться посетителям, а клинике — направлять потоки людей и разделять очереди, прежде всего — больных и здоровых, они не должны пересекаться.
Таким образом, проект основан на трех китах: логистике, организации пациентопотока и временных стандартах процедур. Все процессы подчинили правилам «5С», известным каждому пээсэрщику: убери лишнее, разложи все по местам, приведи в максимальную готовность, стандартизируй и совершенствуй.
Как это было
На пилотные проекты выделили шесть команд. «Я бросил туда отраслевой «спецназ» из московского офиса, — рассказывает директор по развитию ПСР Сергей Обозов. — Каждая региональная бригада состоит из четырех человек: двое во взрослой поликлинике и двое в детской». Вспоминая начало работы, он отмечает: «Времени дали очень мало. Мы приступили фактически в середине октября. Образец нужно было сделать до 1 апреля, чтобы потом начать тиражирование».
Проекты на бумаге составили всего за два дня, но их воплощение — дело куда менее быстрое. Весь процесс визуализировали — стандартная практика для ПСР-предприятий: текущее состояние, проблемы, целевое состояние, предложения.
«В каждой поликлинике мы взяли пять потоков, один из них должен обязательно стать образцовым. Первый проект делали в режиме марш-броска — за два- три дня. Потом на его базе учили группы по другим потокам, — описывает технологию Сергей Обозов. — В итоге первый поток идет чуть впереди, а четыре подтягиваются за ним».
Результатом Сергей Обозов доволен: «У меня ребята давно так не работали. Очень хорошая разминка. Сейчас на заводы вернемся, так же будет. Это не только помощь поликлиникам, но и хорошая тренировка для застоявшегося «спецназа». И у нас материала уже собралось на книгу».
Перспективы
В конце марта сообщалось, что Рязанская область и Великий Новгород подключаются к проекту «Бережливая поликлиника». Предполагается, что до 2022 года проект охватит все поликлиники страны.
Как рассказал Сергей Обозов, наблюдательный совет «Росатома» одобрил применение опыта ПСР в проектах, инициируемых федеральными органами исполнительной власти. По его словам, вице-премьер РФ и член наблюдательного совета госкорпорации Юрий Трутнев тоже заинтересовался ПСР — для планирования ТОР на Дальнем Востоке и программы «Дальневосточный гектар».
ТОР предполагает создание новых производств, все проекты нужно синхронизировать, и в этом поможет методика визуализации ПСР. «Можно планировку сделать по нашей методике, чтобы сразу производительность была видна и потоки правильно выстраивались, — объясняет Сергей Обозов. — Мы можем составить график мероприятий, на котором будут фиксироваться все отклонения. Можно вместо многочасовых совещаний работать только по отклонениям, тем самым увеличить в 5 – 10 раз скорость принятия решений».
Кроме того, на территории опережающего развития наверняка будут строить производства, а значит, все ПСР-проекты в сооружении тоже будут там востребованы, заключает Сергей Обозов.
КОММЕНТАРИЙ
Сергей Обозов
Директор по развитию ПСР, «Росатом»
— Когда мы зашли в ярославскую взрослую поликлинику, я понял: сейчас утонем. Зрелище неприглядное: коридор, метров шестьдесят, забит людьми, которые возмущаются и ругаются. Главврача спрашиваю: «Где самая страшная головная боль, где вы просто не знаете, что делать?» Она говорит: «Забор крови». Наши спецы сразу туда. Замерили текущее состояние, посмотрели, кто перегружен, кто недозагружен, передвижение двух медсестер по кабинету и т. д. Переставили столы, сделали обычный заводской конвейер: пациент зашел, медсестра перчатки надела, кровь взяла, перчатки выбросила. Дистанция — 0,5 – 1 м, в несколько раз меньше, чем раньше. Увидели, что потоки пересекаются: пациенты на входе друг с другом сталкиваются. В стене прорубили еще одну дверь — для выхода. Нагрузку тоже перераспределили: выделили человека, который только заполняет документы. Сразу в 1,5 раза увеличилась производительность. Потом еще посмотрели и подключили третью медсестру — увеличили проходимость в 2,5 раза. Очереди не стало. Для всех это было настоящее чудо. Сейчас таких чудес — 30 сюжетов в трех регионах и шести поликлиниках. Очень надеемся, что так будет по всей России. Многие регионы хотят приобщиться к этому опыту. Хочется верить, что рвение искреннее.